08 февраля, 2006
ВАЗ-2101 в день полнолуния
Эх, ну и зарядил вчера Иван Дыховичный. Я просто тащусь от таких фильмов. Даже не могу стилистику определить. Это все постмодернистская волна. Это все очень уникально. Мне кажется, таких фильмов всего два. Этот вчерашний и первый, с которого Дыховичный делал стилистическую кальку - "День полнолуния" Карена Шахназарова.
Видно, что "Копейка" - фильм с приличным бюджетом, классным оператором, и демонстрирует много-много внимания к деталям. Нужно смотреть несколько раз чтобы все посылы разгадать и рассмотреть.
Фильм "Копейка" состоит из довольно большого количества новелл, которые практически никак не связаны между собой. Идея была в том, чтобы показать различные слои советского, постсоветского, перестроечного и постперестроечного общества с помощью этого автомобиля, который постоянно меняет владельцев. Нечто вроде истории культового автомобиля, проходящего через года и впитывающего в себя историю своей страны.
"День полнолуния", по моему убеждению, одна из самых значительных картин первого постсоветского десятилетия. Зритель погружается в поток странных событий и воспоминаний, таинственным образом связаным между собой, совершая пространное путешествие в пространстве и времени.
Картина похожа на мозаику из человеческих лиц, событий, взглядов, эмоций, составляющих целую жизнь. Камера оператора просто фиксирует жизнь, такую неповторимую и изменяющуюся каждую секунду. Оператор как-будто имитирует любительскую съемку и заставляет зрителя поверить, что камеру просто забыли выключить.
В фильме огромное количество героев: старый узбек, киллер, популярный ди-джей, прекрасная девушка, загадочный монах, иностранный дипломат, поэт и многие другие. Связаны они между собою только тем, что один раз пересеклись в этой жизни: просто так - на улице. Или встретились где-то глазами.
В фильме более пятидесяти коротких эпизодов и несколько убийственно точных диалогов. Но диалоги в "Дне полнолуния" не на первом месте. Большинство из почти ста персонажей фильма так и уйдут с экрана без единого слова, безымянными, неназванными. "Тайная мечта любого кинематографиста - сделать картину, в которой изображение все-таки превалировало бы над речью!" - говорил Шахназаров.
Ну что сказать - "День полнолуния" - это искусство. "Копейка", наверно тоже, хотя и в меньшей степени.
Итак, к моему списку высокохудожественного кино добавляются две позиции:
- День полнолуния (1998), Карен Шахназаров
- Копейка (2002), Иван Дыховичный